Тема . Слова – антонимы.
Тип урока: изучение нового материала
Цели :
обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;
формировать умения анализировать и обобщать знания;
создать условия для обогащения словарного запаса ;
развивать внимание и логическое мышление;
воспитывать интерес к русскому языку.
Учебный материал: слайд – словарные слова, слайд – отрывок из стихотворения В. В. Маяковского, тест «Смекалочка», тест.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинаю я урок русского языка.
2 Минутка чистописания. Работа в тетради в одну линию
3 Разминка.
Орфографическая минутка.
- моро.ный, - ду.ки, - Сере.ка, - бере.ка , - яго.ка.
Что объединяет слова?
- Назовите орфограмму.
- Как правильно написать слова с парной согласной в корне?
Игра: «Угадай – не зевай» ( части речи)
Ученик, пишет, почерк, аккуратный, слушал, внимательный.
Скандирование слов. Словарная работа.( 4слайд).Запись под диктовку у доски.
Мини диктант. ( Пишут все , а один ученик работает у доски)
Над полем высоко в небе запели жаворонки. В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи. (Идет исследование каждого слова.)
3 Сообщение темы урока.
- А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В. В. Маяковского (слайд) Крошка сын
К отцу пришел.
И спросила кроха: (Дети продолжают)
Что такое Хорошо
И что такое плохо?
- А как бы вы ответили на этот вопрос? ( Хорошо, когда солнце светит; плохо, когда дождь идет; хорошо, когда люди счастливы; плохо, когда у них горе…) (Я корректирую ответы детей, записываю на доске в два столбика)
ясно пасмурно
счастье горе
здоровье болезнь
- Что объединяет эти пары слов? ( Они отвечают на один и тот же вопрос.)
-Что вы можете сказать, о лексическом значении слов ? (Противоположные по смыслу.) - Слова с противоположным значением называются антонимами.
Сегодня мы будем изучать новую тему. «Слова – антонимы.
4 Изучение нового материала.
Работа по учебнику с. 60.
1) Рубрика «Давайте подумаем»
- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к ним подписи. Запишите слова парами.
- Что это за слова? Почему?
2) Поиск антонимов; нахождение имен существительных.
Упр.1 (фронтальная работа)
3) Подбор антонимов к противоположным словам; проводится с опорой на речевой опыт учеников. (Работа в парах)
4) Дифференцированное задание упр.3 и упр.5. Проверка.
5 Закрепление материала.
Вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке. Ученики сидящие на первом варианте , задайте вопросы по изученной теме, а те, кто сидит на втором варианте, ответьте на заданные вопросы.
- Проверочная работа по теме. Тест . «Смекалочка».
Вариант 1.+ Антонимами являются слова:
хороший – прекрасный
трудный – легкий
широко – узко
Вариант 2
+ настоящий – подлинный
подальше – поближе
прибегать – убегать
6. Итог урока.
Продолжите предложения
Я узнал:
Я научился:
Так что же такое слова- антонимы?
7 Запишите домашнее задание: с. 61, упр.4
8 Рефлексия: Какое у вас осталось настроение после урока?
-Покажите свое настроение, раскрасив Пушистика. Прокомментируйте.
9 Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
|