Цели: Развивающие: учащиеся должны научиться l высказывать своё мнение; l анализировать свои мнения, черты характера; l прогнозировать последствия поступков; l участвовать в коллективной деятельности; l акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. Воспитательные: учащиеся должны убедиться в l необходимости укрепления межличностных отношений в группе; l существовании влияния друзей друг на друга; l необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; l том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него. Задачи: & Поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества. & Улучшить межличностные отношения в деятельности группы. & Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа. & Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений. & Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.. & Мотивировать желание самоизменений. Оборудование: карточки с пословицами; листы А3 для составления "кодекса класса”; детские ладошки из цветной бумаги; плакат с рисунком дерева, диск-караоке с песней о дружбе. Ход классного часа Учащиеся класса делятся на группы по 5–7 человек. Столы расставлены таким образом, что каждая группа сидит отдельно. Всего 3 группы 1. Организационный момент (психологический настрой). ( Песня о дружбе) 2. Выход на тему: – Ребята, сейчас я вам раздам пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. На обсуждение дается 3–4 минуты. Задания: Зеб дурга в зинжи гуто. Дург напозсяет в дебе. Дурга щии, а дешьнай гереби. Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей. Сатрый дург чулше выхно вдух. Ребята обсуждают в группе, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. По мере зачитывания, учитель вывешивает на доску, правильно напечатанную пословицу: (Слайд1) Без друга в жизни туго. Друг познается в беде. Друга ищи, а найдешь, береги. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Старый друг лучше новых двух. – Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (На доске открывается тема классного часа: "Давайте жить дружно!”)(Слайд2) - А какие пословицы и поговорки вы знаете? 3. Постановка проблемы. (Слайд3) – Что же такое "дружба” в вашем понимании? (Ответы детей.) (слайд4) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием: Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. -А если у вас друзья? А какими качествами обладают ваши друзья? (Рассказ о друге) – Ребята, давайте обсудим такие вопросы: Нужна ли дружба вообще? Почему люди дружат? Почему люди ценят дружбу? Кого можно назвать настоящим другом? Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение? (Каждой группе на выбор достается один из предложенных вопросов. В группах проходит обсуждение от 3 до 5 минут, затем заслушиваются ответы групп.) – Учитель: А сейчас послушайте одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему. Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок - Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт. Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам? 5. Решение проблемы. (слайд5) – Ребята, а в нашем классе все дети дружные? – Что вы можете предложить, чтобы у нас был дружный класс? – Давайте попробуем составить "Кодекс класса”. Слово "кодекс” обозначает – законы, правила жизни в обществе. На листах А3 каждая группа составит правила дружной жизни для нашего класса. (слайды 6 -15) Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным (Слайд 16) Животные - наши друзья. 5. Литературная страница. Прослушаем стихотворение о дружбе , которое приготовили ребята из нашего класса. (2 ученика читают стих о дружбе.) Если есть друзья на свете – Всё прекрасно, всё цветёт. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег и в стужу, Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живём на свете Для хороших славных дел. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини коня, вини дорогу, Ты коня не торопись менять. Люди, я прошу вас ради Бога Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей. 6. Итог. – О чем мы сегодня должны задуматься, какой вывод для себя сделать? 9Слайд 18) N ( Ребята давайте дружить. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. N Лучше четный враг, чем коварный друг.. N Не бойся врага умного, бойся друга глупого. 7. Рефлексия. – На столах у вас лежат листики (вырезанные из цветной бумаги). Выберите любой и напишите одним предложением дружественное пожелание своему однокласснику или классу в целом. (На доске плакат "Дерево дружбы”. Дети выходят и приклеивают листочки с пожеланиями к дереву.) (слайд 19) – Предлагаю закончить наш классный час песней "О дружбе”